Проект «Билет в будущее»

В 2019 году Кировская область вошла в число субъектов, которые получат возможность участия во всей линейке практических мероприятий федерального профориентационного проекта «Билет в будущее». Они позволят школьникам познакомиться с миром профессий, а также попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников.

Целью проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 — 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» является создание условий для формирования у молодых людей способности строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанно выбирать свой профессиональный путь.

Проект состоит из трех этапов:
«На первом участники проходят онлайн-диагностику, которая помогает определить уровень осознанности и готовности учащегося к выбору, степень владения ключевыми гибкими навыками (память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность), сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.
«Второй этап предполагает погружение учащегося в выбранную профессиональную среду в формате очных профориентационных событий.
«В рамках третьего этапа на основании данных первого и второго этапов, каждый учащийся получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В форме рекомендации содержится информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы, а также уровень знаний участника.

Вся информация по итогам профориентационного тестирования, прохождения практических мероприятий, а также данных, полученных от наставников, будет зафиксирована в личных кабинетах участников проекта. На основании этого цифрового портфолио на третьем этапе каждому школьнику будут даны рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). Такой «Билет в будущее» и профессиональное сопровождение на пути к осознанному выбору профессии получат более 9 тыс. подростков Кировской области.

Оператором федерального проекта «Билет в будущее» является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Региональным координатором проекта является директор КОГБУ «Областной центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций» М. А. Сычева.
Уникальность Проекта — основанная на комплексной диагностике навыков и склонностей участника система тестирования, а также возможность непосредственного погружения в профессию посредством практических мероприятий. Все это способствует формированию осознанного построения собственной профессиональной траектории развития.

Цифровое портфолио, фиксирующееся в личных кабинетах участников и формирующееся на основе результатов профориентационного тестирования, информации о прохождении практических мероприятий различных уровней, а также обратной связи от наставников, предоставляет родителям возможность понять, к какой сфере деятельности учащийся имеет большую заинтересованность и предрасположенность. Это в значительной степени координирует последующие действия родителей в отношении дальнейшего углубленного профессионального образования ребенка.

Проект не предоставляет ответ на вопрос «Кем быть?», а дает возможность понять, какие сферы профессий находятся в приоритетном спектре интересов участника.

Обеспечение полной заинтересованности и поддержки со стороны родителей способствует большей открытости учащихся при участии в Проекте, и, как следствие, большей эффективности от вовлеченности в него. Чем более воодушевлен и участлив обучающийся, тем качественнее будут показатели и результаты тестирования, тем конкретнее будут рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Ожидаемый результат участия в проекте «Билет в будущее» для обучающихся: повышение степени компетентности участника в сфере профессий до различимого понимания собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности.